воскресенье

Я снова выложу небольшой отрывок интервью. На этот раз - Кортасар (Кортасаров).

Да, вы можете спросить мол зачем я это делаю. Отвечаю: сначала я сижу и перевожу, то есть - непосредственно виду диалог с автором (плевать, что это было в 61 году), а потом делаю нарезку - не пропадать же работе)

И: Что вы будете делать, если не сможете писать?

Х: Не знаю, не знаю… Такое могло бы произойти только если бы я жил в стране, где мне запрещали писать или если бы я был в тюрьме и мне не давали бы ни бумаги, ни чернил. Не знаю. Я могу быть очень ленивым - могу долго не писать и я не чувствую себя плохо от этого. У меня есть другие занятия. Я читаю, например.

И: Если бы вы могли спасти от огня только пять книг, какие это были бы книги? (огонь пожирает все книги на земле)

Х: Это вопрос из разряда: «я не могу ответить, пока работает диктофон».

И: Выключить?

Х: Нет. Ответ будет хорошо продуманным. Книги. Я думаю, например, что одной из пяти работ были бы поемы Китса (Keats). Вы понимаете?

И: Да.

Х: Одна из них.

И: Которая?

Х: Любая из тех, которую я люблю: "Ode on a Grecian Urn" или "Ode to a Nightingale", или "To Autumn" – великие моменты зрелости Китса. И если мы говорим о поэзии, я бы хотел спасти «Duino Elegies» Рильке. Но пять! Это абсурдная цифра.

И: Я знаю, что это абсурд и очень сложно, но я хочу знать, и прямо сейчас.

X: Ок. Я спас бы «Уиллиса». Я думаю, «Уиллис», тем или иным образом, это некая сумма универсальной литературы. Одна из пяти книг. Мне стоило бы ударить вас за такой вопрос. Вы знаете, что ответил Уайльд на подобный вопрос? Только его попросили спасти десять книг. Он сказал: «Смотрите, пока я написал только шесть».

И: Выберите одно из двух предложений характеризующих Кортасара: «Жить, чтобы писать» или «Писать, чтобы жить».

Х: «Жить, чтобы писать» - конечно, нет. Я полагаю, что «Писать, чтобы жить» - это почти про меня. Писательство – это часть жизни, в моем случае – очень важная и большая, но не на столько, чтобы заместить всю. Я не из тех писателей, для которых призвание важнее всего на свете. Я считаю, что это было в случае с Бальзаком, в некоторой степени, а также, возможно, с Варгасом Льосам (Vargas Llosa). Он говорит так: «чтобы жить требуется только комната, стол, пишущая машинка и чтобы меня оставили в покое с большим количеством бумаги».