Что такое метафора по своей сути? То же притворство: то луна
притворится сыром, то закат роялем, то вообще весь мир – текстом. Такая – овеществлённая
метафора – служит спасением в реальности фактов и ординарности бытия.
Приведу пример: на небольшом возвышении, окруженная горами и
подчеркнутая рекой, стоит церковь. Это одно из самых живописных мест в моем
крае вообще; это вроде квинтэссенции всего окружения, в котором я вырос: тишина
здесь соседствует с веселыми выкриками деревенских мальчишек и грузным мычанием
коров; звон колоколов перемежается с пением петуха; люди, поочередно, рифмуются
то с седыми сопками, то с покоренной стихией. Церковь построена на деньги
местного титулованного спортсмена. Он был одним из тех великанов, о котором
слагают легенды и тем, чью жизнь, в последствии, пересказывают камни и
драгоценные металлы. Но я плохо запоминаю даты и места сражений, он мне
запомнился уже тем, что ему было не все равно, где он родился
В одно из
воскресений, подойдя к расписанному церковному окну, я стал свидетелем
воплощения метафоры: десятки божьих коровок были рассыпаны вдоль оконной рамы. Откуда
они там взялись? Не разводит же их кто-то специально для таких вот доверчивых
врунов, как я? Тем не менее, они там были и метафора обрела форму, как если бы
кусочек луны можно было намазать на крекер, а закатом аккомпанировать облакам.
Для большей убедительности, еще один пример, совсем другого
рода. Не так давно мне открылась гармония и азарт игры в бильярд. Из-за моей
новой причуды мы с товарищем-соперником потратили не одну тысячу рублей,
оттачивая навык клапштоса и дзен-спокойствия, при виде очередного флюка. После привычно
сыгранных часов (как правило 3:2 не в мою пользу), возвращаясь за свой
письменный стол, я заметил, что «Автопортрет» Ван-Гога вдруг обернулся,
превратился в его же картину «Ночное кафе в Арле». Бильярдный стол, которого
никогда не было в моей комнате, вдруг занял в ней центральное место. Виной
всему вовсе не случай, в котором кот сбил репродукцию со стены, а домашние
повесели ее другой стороной. Виной всему метафора т.е. искусство, которое
притворяется жизнью. Текст же, являясь запечатленной, застывшей на языке
метафорой претворяется самой этой жизнью и поэтому именно он стал для меня
высшей степенью мастерства притворства.
Не существует фотографии или видеозаписи, доказывающей, что
я был на море. Но ведь видел же волны, слышал звук прибоя. Их просто так не
перепутать с грохотом мотора, со стонущим от голода холодильником. Что делать с
метафорой дальше, - после того, как она водорослями обвилась вокруг слов, меня,
меня-настоящего? Единственное решение, которое я для себя нашел – это
доказательство моей невиновности, когда притворство уже случилось. Я не имею в
виду «голос» «нашептывающий» мне и заглядывающего через плечо ангела, и уж
точно никаких провидений, вдруг дарованных во сне, со мной никогда не
случалось. Доказательство моей невиновности опирается на формулу: ни что так не
похоже на вымысел, как описанный факт, но только вымысел способен объяснить
его.
Факты по своей природе скучны, а если «статистика не врет», то только неблагоразумно себе во вред. Другими словами, мое оправдание: я не сделал и не делаю ничего хоть сколько бы вредного, противоправного, ограничивающего свободу Другому. Если биография писателя сокрыта в его языке, то автобиография – это всего лишь повторение пройденного, - прочитанного читателем про себя. Главное - уметь притворяться.
Всем счастливого нового года!
0 коммент.:
Отправить комментарий